История развития стиля каратэдо ситорю
« Назад 04.08.2017 07:34 Становление школы ситорю. “Буржуазная революция 1867 года в Японии привела к разрушению существовавшего феодального строя. В 1871 году вместо княжеств были образованы префектуры.Не стало и метрополии рюкюского королевства (острова Окинава) - княжества Сацума. Новые правители Японии уже не были заинтересованы в фиктивной независимости островов Рюкю. Слабое королевство в любой момент могло стать лёгкой добычей других держав. Это, в частности, продемонстрировали “дружественные” визиты на Окинаву в 1853-1854 годах американской эскадры во главе с командором Перри, который силой легко заставил местные власти подписать договор о свободном использовании портов, торговле и снабжении кораблей США всем необходимым. В 1872 году японское правительство объявило королевство Рюкю феодальным доменом империи, а 27 марта 1879 года представитель японского правительства прибыл в Сюри и огласил решение о ликвидации королевства и учреждении префектуры Окинава. 30 марта король был отправлен в ссылку в Токио, а замок Сюри оккупировало подразделение японских солдат. История королевства закончилась навсегда. На острове была введена единая система образования, и регулярно проводились наборы молодых людей в создавшуюся по западным образцам имперскую армию. Страна быстро милитаризировалась. Призывные комиссии неоднократно обращали внимание на тот факт, что подростки с Окинавы были, как правило, значительно сильнее и выносливее своих японских сверстников. Это подтверждало ценность окинавского боевого искусства в подготовке допризывников и, непосредственно, воинского состава. В апреле 1901 года усилиями мастера Итосу Ясуцунэ, в порядке эксперимента, окинаватэ включили в качестве предмета по общей физической подготовке в учебную программу начальной школы Сюри Дзиндзё в городе Сюри. В 1902 году каратэ ввели в программу 1-й средней школы Дай ити, первым наставником которой стал Итосу Ясуцунэ, а затем в педагогическое училище префектуры Окинавы. Сюритэ и Нахатэ стали двумя магистральными направлениями в формировании современного каратэ.Детищем этих направлений стало СИТОРЮ. Иероглиф «СИ» означает имя мастера Итосу , иероглиф «ТО» - Хигаонна Основателем этой школы является Мабуни Кэнва. Он родился 14 ноября 1889 года в городе Сюри острова Окинава в богатой семье и был представителем 17-го поколения од-ного из самых знаменитых воинских кланов, основателем которого являлся Кенъё Осиро (Угусуку), величайший воин королевства Рюкю. Будучи ребёнком, Мабуни имел слабое здоровье, и его семья сильно переживала по этому поводу. Под воздействием рассказов родных о своих славных воинах – предках он мечтал стать сильным и быть достойным своей семьи. Полагают, что первые уроки каратэ Мабуни получил у своего слуги Матаёси Сэйхаку, ученика великого мастера Мацумуры Сокона. В 1902 году в возрасте 13 лет он стал заниматься боевым искусством Сюритэ, у наставника Итосу Ясуцунэ. Параллельно, учась в Первой средней школе префектуры . В 18 лет после окончании школы Мабуни Кэнва забрали служить в армию. Вернувшись со срочной службы в, в 1909 г. В возрасте 20 лет Мабуни поступает на службу в департамент полиции префектуры Окинава и одновременно начинает изучать новый для себя стиль каратэ Нахатэ – сэнсэя Канрё Хигаонна. Наставник Хигаонна принял Мабуни Кэнва по рекомендации Мияги Тёдзюна. Тренировался Кенва Мабуни очень упорно, каждый день, не пропуская тренировок даже во время тайфунов. В последствии мастер Мабуни, обобщая унаследованные им традиции, писал: «Самое важное в каратэ - формальные упражнения ката. В них собранны все приёмы нападения и защиты. Поэтому надо хорошо понимать смысл ката и выполнять их правильно. Хотя некоторые, наверное, считают, что можно игнорировать ката и практиковать только спарринг, такое отношение никогда не приведёт к истинному прогрессу в каратэ. Дело в том, что удары и блоки, техника нападения и защиты имеют тысячи вариаций, и в схватке всё опробовать невозможно... Одна-две ката - вот единственное, что нужно человеку, если только исполнить их чётко и с условием, что они станут «твоими». Тогда прочие ката будут служить для расширения познаний и для сравнений. Как бы ни был богат и обширен твой опыт в области формальных упражнений, он бесполезен без должной глубины. Сколько бы человек ни выучил ката, если тренировка в них недостаточна, они едва ли пригодятся. Учите правильно и отрабатывайте одну-две ката, и когда придёт время их применить, то независимо от вашего сознания, они окажутся эффективными сверх всяких ожиданий. Второе, что следует выделить особо - это правильность тренинга. Если методика тренировок неправильна, то уже неважно в скольких схватках вы участвовали, сколько разбили камней и досок, ибо дурные навыки приведут к поражению. Однако, ката можно назвать самой важной частью занятий каратэ, не стоит пренебрегать также спаррингами и тестами на пробивание предметов. Путь к настоящему каратэ - это избегать праздности и заниматься упорно с мыслью, что ката составляет половину успеха, а прочие индивидуальные и групповые тренировки - вторую половину». Кроме Итосу и Хигаонны основатель Ситорю учился у мастера (Ниигаки) Сэйсё по прозвищу “Мая”- “Кот”. Под его руководством он освоил ката Унсу, Сочин, Нисэйси, а так же Арагаки но сай (ката с металлическим трёзубцем) и Арагаки но бо (ката с шестом). После окончания младшей средней школы и службы в армии, Мабуни поступил на службу в департамент полиции префектуры Окинава и, прослужив некоторое время на периферии, стал работать в отделе уголовного розыска полицейского управления г. Наха. В этот период он активно занимался дзюдо и кэндо, поскольку эти виды будо входили в обязательную программу подготовки полицейских. Посещая по служебным делам различные районы префектуры Окинвава, Мабуни имел возможность изучать и другие стили каратэ, знакомится с техникой малоизвестных мастеров из самых далёких уголков острова. Большое внимание он уделял также изучению древнего искусства РЮКЮ КО-БУДО и в совершенстве освоил технику боя с трёзубцем сай стиля Тавада ха. Всего Мабуни Кэнва проработал в полиции около десяти лет. В 1912 году Мабуни удалось продемонстрировать свои способности на показательных выступлениях вместе с известными мастерами того времени: Фунакоси, Кяму, Гусукума, Огусуку, Исикава и Яхику. Выступления проводились в залах крупнейших городов Сюри и Наха. В мае 1917 года по поручению своих старших коллег из числа учеников Итосу Ясуцунэ и Хигаонна Канрё вместе с Мияги Тёдзюном он создаёт Общество изучения каратэ префектуры Окинава (Окинава кэн тодэ кэнкюкай), которое стало активно заниматься популяризацией каратэ. В его доме для обсуждения вопросов развития боевых искусств стали собираться ведущие мастера того времени: Гитин Фунакоси, Тосин Тибана, Тёдзюн Осиро, Анбун Токада, Симпан Дзёма, Сэйчо Токомуда и Хоко Исикава. В 1918 году Мабуни удостоился чести продемонстрировать своё мастерство на Окинаве в присутствии принца Куни и принца Качо. К тому времени в Японии уже были наслышаны о новом боевом искусстве, которое стали именовать «каратэ-дзю-цу», в переводе с японского языка озна-чало «метод китайской руки». Достижения окинавских мастеров каратэ-дзюцу пожелал увидеть кронпринц, будущий император Хирохито. 6 марта 1921г. для него была устроена демонстрация ката, тамэсивари, кумитэ в зале Сюри. Принц, человек хрупкого телосложения, но весьма воинственных устремлений, был поражен. Это оказало большое влияние на дальнейшее развитие каратэ многих школ и направлений. Через три года каратэ включили в программу обучения столичных университетов. В 1924 году Мабуни стал работать инструктором в двух учебных заведениях и удостоился чести продемонстрировать своё искусство перед принцем Титибу. В 1925 году Мабуни открыл ДОДЗЁ во дворе своего собственного дома, и со многими известными учителями принял участие в открытии 1-го клуба каратэ на Окинаве (ТОДЭ КЭНКЮ КУРАБУ). Дзюхацу Кёда, Тёдзюн Мияги, Тёку Мотобу, Тёко Ханасиро, Тёдзю Осиро, Тёсин Тибана и Ву Ксян Гуй стали первыми лидерами-участниками соревнований Тёдзюн Мияги и Кэнва Мабуни, будучи ещё молодыми, выполняли обязанности главных судей соревнований. Созданный клуб Мабуни официально зарегистрировал в Депар-таменте полиции префектуры Окинава. Благодаря этому, он получил статус единственной, официальной организации каратистов, проживающих в префектуре Окинава. В этот период в тренировках во дворе дома Мабуни принимали участие многие известные окинавские мастера: ученик Хигаонна Канрё и основатель школы Тоонрю – Кёда Дзюхацу, Мияги Тёдзюн, мастер сюритэ и семейной традиции, Удонтэ – Мотобу Тёю, Тибана Тёсин, один из лучших учеников Итосу – Ханасиро Тёмо, Осиро Тёдзё и др, а также китайский мастер стиля Байхэ Цюань «Белый журавль» Ву Ксян Гуй (яп. Го Кэнки), переселившийся в начале века из Фуцзянь на Окинаву. Создание клуба каратэ открыло прекрасные возможности для активного общения между мастерами, обмена знаниями. С наибольшей выгодой для себя создавшуюся ситуацию использовал сам Мабуни Кэнва. Он изучил, чуть ли не все ката, известные окинавским каратистам, включая комплексы китайских стилей Байхэ Цюань, (кулак семьи цай), у мастера фамильного искусства Удонтэ Мотобу Тёю перенял технику связывания и т. д. В 20-е годы Мабуни совершил несколько поездок в Японию. Так, в 1925 году он посетил г. Вакаяма, где в то время жил и преодавал каратэ его знакомый – Уэти Камбун, основатель школы каратэ Уэтирю. После совместных тренировок с ним Мабуни разработал ката симпа. 1926г. стал переломным в судьбе Мабуни Кэнва. В октябре этого года Окинаву по приглашению Окинавского отделения чёрных поясов по дзюдо префектуры Окинава в сопровождении ряда ведущих мастеров Кодокана посетил основатель дзюдо Дзигоро Кано, который в тот период был почётным президентом Всеяпонской ассоциации физической культуры (Нихон тайку кёкай) и членом палаты пэров (верхней палаты парламента). В программу официальных мероприятий, устроенных по случаю визита высокого гостя, была включена и демонстрация каратэ, а её организация была возложена на Клуб изучения каратэ. Во время показательных выступлений крупнейшие окинавские специалисты - Ябу Кэнцу, Ханасиро Тёмо, Куба Косаку, Кян Тётоку, Мияги Тёдзюн, Мабуни Кэнва – демонстрировали Дзигоро Кано различные ката, а Мияги Тёдзюн и Мабуни Кэнва ещё и подробно комментировали. Показательные выступления произвели большое впечатление на Кано. Он дал высокую оценку кара-тэдо, как виду боевого искусства и высказал мнение о необходимости его широкого распространения в масштабе всей Японии. И тогда, увидев столь большой интерес с его стороны и заручившись его поддержкой, Мабуни Кэнва принял решение переехать в Японию и посвятить себя развитию и распространению каратэдо происходящее. В мае 1928 года Мабуни Кэнва уволился со службы в полиции и отбыл в Токио, где ему оказал большую помощь Кониси Ясухиро, человек весьма состоятельный и чрезвычайно увлечённый каратэ, знаток школ Синто Мусорю дзёдюцу, дзюдо и кэндо. Почти год Мабуни прожил в его доме, но поскольку распространение каратэ в Токио у него не заладилось, в апреле 1929 г. перебрался в Осаку, которая и стала его основной базой.После переезда Мабуни открыл небольшое додзё на улице Цурумибаси - дори в районе Нисинари и развернул широкую кампанию по пропа-ганде каратэ. Он проводил показательные выступления повсюду - в полицейских участках, высших учебных заведе-ниях и даже в буддийских храмах. В первое время ему постоянно приходилось сталкиваться со многими трудностями, связанными с неправильным восприятием и пониманием японцами сущности незнакомого им окинавского боевого искусства. В частности ката массовая аудитория воспринимала не иначе как “кулачные танцы”, красивые, но лишённые какой бы то ни было прикладной ценности. Тогда, чтобы привлечь интерес, Мабуни стал демонстрировать тамэсивари - разбивание кирпичей и досок, показывая публике силу своего искусства. Надо сказать, что Мабуни не только учил японцев, но и сам учился у них. Дело в том, что большинство его первых учеников имели опыт занятий различными японскими боевыми искусствами: дзюдо, дзюдзюцу, кэндо и др. Некоторые из них, также как, например, Кониси Ясухиро, были обладателями высоких мастерских степеней. Кроме того, в Японии Мабуни получил возможность познакомиться и с некоторыми ведущими мастерами БУДО того времени. Например, у него установились дружеские отношения с легендарным Фудзито Сэйко, 14-м патриархом школы ниндзюцу Когарю Вадаха и наставником по нескольким школам будзюцу. В 1931 году Мабуни учредил организацию ДАЙ НИХОН КАРАТЭДО КАЙ, которая стала пред-шественником современного ситокай.В 1934 году Мабуни удалось открыть в Оскаке своё первое нас-тоящее додзё “Ёсюкан” - “Дворец совершенствования”. Для популяриза-ции каратэ он одну за одной издаёт 4 книги: “Каратэ-дзюцу” (Осака, 1933)“, «Кобо дзидзай каратэ кэмпо дзюхачи но кэнкю” (Восемнадцать исследований по разновидности кэмпо “каратэ”, высокоэффективной в нападении и защите, Осака, 1934), “Коба дзидзай госин кэмпо каратэдо нюмон” (Вводный курс каратэдо, эффективной в нападении и защите разновидности самообороны кэмпо, Осака, 1935), “Кобо кэмпо каратэдо нюмон” (Вводный курс каратэдо, искусству нападения и защиты, Осака, 1938). В 30е г.г. в период самостоятельной тренерской деятельности Мабуни Кэнва постепенно пришёл к созданию собственной школы каратэдо. В то время общее руководство развитием БУДО в Японии осуществляла Ассоциация воинской добродетели Великой Японии - Дай нихон бутокукай. Все школы всех направлений БУДО подлежали регистрации ею. Чтобы зарегистрировать школу требовалось указать её название и предоставить её программу. Первым официальным названием школы стало “Ханко рю” - “Полужёсткая школа”. В названии “Ханко рю” Мабуни выразил своё собственное понимание идеальной техники, которая должна сочетать жёсткость и мягкость. В октябре 1936г. Окинавская газета “Рюкю Симпо Са” организовала встречу наиболее известных окинавских мастеров каратэ в столице Окинавы, городе Наха. На этой встрече присутствовали мастера Ябу, Кян, Мотобу, Мияги и Ханаги. Целью собравшихся было обсуждение некоторых вопросов развития каратэ и, в том числе, вопрос о замене иероглифа «кара» (Китай) на созвучный иероглиф со значением «Пустой», а слово «дзюцу» на «до», что в переводе означает «Путь». Замена одного иероглифа на другой была не изменением в грамматике. Фактически, поддержав новоё название боевого искусства, японцы заявили о своей независимости от старых окинавских мастеров и традиций. Это не осталось незамеченным. Старые окинавские мастера сопротивлялись введению подобных новшеств очень долго. Однако до настоящего времени каратэ дзюцу осталось известно миру как «Путь пустой руки» каратэдо. Взглянув на свою роль в истории каратэ, на роль своих учителей, Маубни счёл, что их вклад многократно превосходит его личный, и что именно их имена должны быть увековечены в названии его школы каратэ. Тогда Мабуни изменил название “Ханко рю”и сделал выбор в пользу “Ситорю” - “Школа Итосу и Хигаонна”. Именно под этим названием Мабуни зарегистрировал свою школу в марте 1939 года в штаб-квартире Дай Нихон Бутокукай.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СИТОРЮ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННАЯ БУТОКУКАЙ 1. Индивидуальные ката, всего 31 комплекс: 1-5) Пинъан сёдан, нидан, сандан, ёдан, годан, 6-8) Рохай сёдан, нидан, сандан, 9-11) Найфанчин сёдан, нидан, сандан, 12) Чинто, 13) Косокун, 14) Сэйсян, 15) вансю, 16) Пассай, 17) Нисэйси (Нидзюсихо), 18) Дзиттэ, 19) Супаримпэй, 20) Дзион, 21) Курурунфа, 22) Сэйпай, 23) Сэйенчин, 24) сисочин, 25) Сансэйру, 26) Сайфа, 27) Сэйсан, 28) Усэйси.
2. Женские ката (дзёси ката, 3 комплекса): 1) Синсэй, 2) Аояги, 3) Мэйсэй. 3. Кихон кумитэ ката (ката базовых учебных схваток; 35 схваток): 1) 10 приёмов после защиты на уровне дзёдан (по 5 приёмов “омотэ” и “ура”); 2) 10 приёмов после защиты на уровне чюдан (по 5 приёмов защиты “омотэ” и “ура”); 3) 5 приёмов после защиты на уровне “гедан” (используемые защиты: харай укэ, сукуй укэ, коса укэ, рётэ укэ, хасами укэ); 4) 10 приёмов ппротив двойных атак (нидан хэнка; этот раздел называется также “оё ката” - “ката практического применения”).4. Броски (нагэ вадза; 10 приёмов): 1) 4 броска с использованием ног (аси вадза); 2) 2 броска через бедро (коси вадза); 3) 2 броска с падением (сутэми вадза); 4) 2 броска выкручиванием рук (тэ-гаэси).5. Ката обезоруживания противника, вооружённого шестом (бо-дори, 5 приёмов) 1) 10 моротэ дори; 2) НЭДЗИ ДОРИ; 3) осикоми дори; 4) хики отоси дори; 5) сабаки дори.6. Техника обезоруживания противника вооружённого ножом (танто дори; 5 приёмов) : 1) защита лица (атама укэ), 2) защита горла(нодо укэ); 3) защита шеи ( куби укэ); 4) защита груди (мунэ укэ); 5) защита живота (хара укэ).7. Техника обезоруживания противника, вооружённого мечом (тати дори: 5 приёмов): 1) защита от удара сверху по голове (дзёдан укэ); 2) защита от укола (цуки укэ); 3) защита от диагонального удара (кэса укэ); 4) защита от горизонтального рассекающего удара (до укэ); 5) защита от секущего удара по ногам (наги укэ).8. Искусство боя сай (сай дзюцу; 10 приёмов): 1) 10 защита на уровне дзёдан; 20 защита на уровне чюдан; 3) защита на уровне гедан; 4) защита двумя руками (моротэ); 5) “крест” (дзюдзи); 6)”скрещивание” (коса); 7) ”защита сопровождением” (соэ укэ); 8) “тычок основанием” (мото дзуки); 9) секущий удар сверху вниз на уровне “дзёдан” (учи отоси); 10) горизонтальный удар на уровне “дзёдан” (ёко учи).9. Техника обезоруживания противника, вооружённого длинным шестом (бо дори; 5 приёмов): 1) защита на уровне дзёдан; 2) защита от бокового удара (ёко дори) 3) защита на уровне чюдан; 4) защита на уровне гедан; 5) защита от секущего удара по ногам (наги дори).10. Техника женской самообороны ( дзёси госин дзюцу; 13 приёмов) : 1) маэ дори (защита от захвата спереди; 5 приёмов); 2) защита от захвата сбоку; 2 приёма) 3) усиро дори (защита от захвата сзади; 3 приёма) нинин дори (защита от захвата двух человек; 3 приёма). В годы второй мировой войны занятия большинства групп изучения каратэдо были свёрнуты. Но уже вскоре после её окончания постепенно стали возрождаться клубы каратэдо при колледжах и университетах. 23 мая 1952 года Кэнва Мабуни умер, не успев реализовать всех своих планов. Его сыновья - Мабуни Кэнэй и Мабуни Кэндзо стали преемниками школы ”СОУКЭ СИТОРЮ КАРАТЭДО”. Термин “СОУКЭ” - специфичная форма японской культуры, относящаяся к позиции чести, которая может распространяться на первого рождённого сына, членов семьи или специально выбранного человека, для того чтобы он мог принять всё наследственное знание и традиции, связанные с той специфической системой, которая непрерывно передаётся от одного поколения к другому. В ноябре 1960 года, благодаря усилиям одного из лучших учеников Кэнва Мабуни - Мадзо Ивата, на востоке острова Хонсю (в регионе Канто, Япония) был организован Восточный филиал. В том же году старший сын, Мабуни Кэнэй, в западной части острова Хонсю (в регионе Кансай) организовал Западный филиал. Обе организации были независимыми и проводили соревнования самостоятельно вплоть до первого объединённого чемпионата Японии по каратэдо Ситокай в 1964 году. В феврале 1973 года в результате объединения Восточного и Западного филиалов была создана Всеяпонская Федерация каратэдо ситокай. Руководство каратэдо ситокай начало вести активную международную деятельность. В целях распространения каратэдо ситорю во многие страны Азии, Латинской Америки, Европы и в США были направлены ведущие мастера стиля. В ноябре 1990 года в Мехико состоялось заседание официальных представителей стран, культиви-рующих стиль ситорю, посвящённое вопросам развития каратэдо ситорю в Мире и создания Международной Федерации каратэдо ситорю. В ноябре 1991 года этот же вопрос обсуждался в Гаване во время проведения 1-го Панамериканского чемпионата по каратэдо ситокай, где было принято решение о создании Международной Федерации каратэдо ситорю в 1993 году. КомментарииКомментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |
Категории статей
|