наш телефон:

8 (831) 410-28-40

Каратэдо сетокан и мастер Гитин Фунакоси

« Назад

04.08.2017 08:34

КАРАТЭДО СЁТОКАН и мастер Гитин Фунакоси

  FUNAKO21   Гитин Фунакоси - мастер окинавского каратэ, создатель стиля сётокан родился в городе Сюри, прежней столицы Окинавы, 24 апреля 1868 года. Маленький мальчик из семьи разорившихся самураев стал учеником известного мастера каратэ Адзато Ясуцунэ, который по своему общественному положению находился значительно выше отца Фунакоси. Мальчик познакомился с каратэ случайно: его в возрасте 11 лет привёл к мастеру отец, который надеялся этим укрепить его слабое здоровье. Конечно, он не подозревал, что выбрал для сына Судьбу. Под опекой мастера Фунакоси изучал не только боевые искусства, но и китайскую классическую литературу, и авторов конфуцианского толка.

   Благодаря обширным связям Адзато, Фунакоси смог встречаться и тренироваться у многих мастеров окинавского каратэ, среди которых был Ясуцунэ Итосу. Сам Фунакоси в последствии писал, что в течении нескольких лет он пользовался советами таких знаменитых мастеров, как Киюна Пэйчина, который мог пальцами сорвать кору с дерева; Ниигаки, которого современники считали виртуозом каратэ; легендарного Мацумура Сокон, основателя стиля “Сёриндзи-рю гококуан каратэ”.

  В 1888 году после окончания средней школы Фунакоси, по стечению обстоятельств, стал школьным учителем, но отсутствие специального педагогического образования навсегда закрыло ему путь к служебной карьере и директорскому креслу.

   В автобиографии Фунакоси вспоминает, что иногда ему предлагали повышения по службе, но это было всегда связано с выездом на самые отдалённые острова архипелага, куда никто другой не хотел ехать добровольно.

  В силу своего благородного происхождения и замечательных личных качеств Фунакоси добился определённого общественного положения, но он был обречён на бедность.

  В школе мастер долго занимал самые низкооплачиваемые должности, но материальные блага его не интересовали. Всю свою жизнь на Окинаве Фунакоси продолжал фанатично заниматься каратэ и изо всех сил цеплялся за работу в Сюри, чтобы не разлучаться со своими учителями.   

    Под их влиянием он в течение нескольких лет пытался добиться официального признания и легализации каратэ, но все его усилия были напрасны. Он был слишком мелкой фигурой для чиновников...

  Вопрос об официальном признании каратэ был решён только в 1901 году с помощью школьного инспектора Огава Синтаро. Этот человек, может быть сам не желая того, сыграл в деле развития каратэ очень важную роль. Победное шествие каратэ началось с его докладной записки в министерство просвещения, в которой он очень высоко оценил каратэ, как средство физического воспитания молодёжи и её подготовки к службе в армии.

    1903 году началось официальное обучение в двух школах Окинавы. Количество желающих изучать каратэ стремительно росло, и Фунакоси, получив согласие Итосу, набрал первые группы своих собственных учеников, которые стали впоследствии преподавателями каратэ в школах Окинавы.

    В 1906 году после окончания победной для Японии русско-японской войны, Фунакоси возглавил группу своих единомышленников, в которую входили Мабуни, Мотобу, Кян, Ябику и другие знаменитые мастера. Группа устраивала в деревнях Окинавы многочисленные показательные выступления, во время которых эти энтузиасты демонстрировали технику и приёмы каратэ. 

  kensakfun  В 1912 году каратэ увидели матросы и офицеры побывавшего на Окинаве японского флота. Несколько офицеров в течение недели изучали каратэ под руководством Фунакоси.

   В 1917 году по требованию министерства образования Фунакоси прибыл в Японию, где был представлен в центре японских боевых искусств Бутокудэн. Однако, не смотря на успех и огромный интерес к новому для японцев виду единоборства, власти не спешили внедрять каратэ в массовом порядке.

 

    Годы Фунакоси стремительно летели, а мастер был всё тем же бедным учителем, который с трудом сводил концы с концами. Уже на закате лет наступил и его звёздный час!

   Наследный принц Хирохито во время своей поездки в Европу посетил Окинаву, где ему представили мастеров каратэ. Чиновникам префектуры очень хотелось удивить принца, и эта затея удалась. 

    6 марта 1921 года маленький школьный учитель с десятью помощниками демонстрировал ката перед будущим императором Японии. Принц был в восторге! Фунакоси Гитин в тот момент возглавлял “Сёбукай” (“Окинавскую ассоциацию боевых искусств”) и отвечал за успех этого выступления. В этих показательных выступлениях принимали участие - Синко Матаёси, Мияги Тёдзюн.     

    В 1922 году Фунакоси пригласили в Японию г. Токио на первую национальную атлетическую выставку. Отправляясь в дальний путь, мастер едва ли предполагал, что покидает Окинаву навсегда. И всё же, какое-то тайное предчувствие у него было. Иначе, чем объяснить то, что на борту корабля, уносившего его в Японию, он написал такие строки:

Кто воскресит искусство каратэ,

Другим постичь его поможет суть?

Кто возродит наш самурайский дух?

Быть может, мне назначен этот Путь?

И если это так, то я клянусь богам,

что силы все свои я этому отдам!

 

  Soke_M1  Для выступления 3 июня 1922 года в Токио Фунакоси привлёк Гима Синкэн, мастера Окинавского каратэ. Фунакоси выполнил ката Канку дай, а Гима Синкэн, показал ката Найфан-чин. В тот же день большая статья о каратэ была напечатана в токийском еженедельнике “Ничиничи”, который в последствии стал называться “Майничи симбун”. Она имела громкое название - “Мистическое боевое искусство” и подробно сообщала о том, что некий Фунакоси Гитин, мастер каратэ с Окинавы, приехал в Токио для участия в первом Всеяпонском семинаре по физической культуре, который проходил в марте 1922 года.

    По просьбе ряда лиц, работающих в самых различных областях, он сделал публичный доклад о каратэ и его демонстрацию для участников семинара.” После показательного выступления члены семьи Сё, наследники последнего короля Окинавы Сё Тэй, попросили Фунакоси задержаться в Токио и дать им несколько уроков каратэ.В Токио Фунакоси встретился с Дзигоро Кано мастером Дзюдо. Побывав на занятиях в центре дзюдо КОДОКАН, Фунакоси был поражён интенсивностью тренировок дзюдоистов. По предложению профессора Кано, Фунакоси провёл в Кодокане несколько занятий по каратэ. Оставшись в Японии, Фунакоси поселился в общежитии Мэйсэйдзигу, где проживали студенты Окинавы. Здесь он начал вести свои первые систематические занятия со студентами. Всего за девять месяцев мастеру удалось сделать каратэ “модным” в среде интеллигенции. В этом ему помогли прежде всего Косуги Хоан, известный художник, и студенты, жившие вместе с ним. Большое значение для развития каратэ имела публикация в конце 1922 года первого учебника, который был очень быстро подготовлен Фунакоси. Его первая книга - “Рюкю кэмпо: Каратэ” вышла всего через полгода после приезда Фунакоси в Токио. Правда, споры о том, была ли эта книга Фунакоси действительно первой, не утихают до сих пор. Есть сведения, что первую книгу о каратэ написал окинавский мастер Сённан Тёхо, и она была опубликована в 1830 году, почти за сорок лет до рождения Фунакоси, под названием “Гокансэн тодэ ко”. Фунакоси ещё не успел наладить свою работу в додзё “Мэсэйдзигу” и подготовить первых учеников, как в Токио случилась катастрофа: 1 сентября 1923 года произошло Великое Землетрясение канто, которое разрушило столицу почти полностью. Огромные жертвы среди населения, пожары, болезни, голод, разруха... Естественно, всем было не до каратэ. Часть учеников погибла, часть разбежалась. В этот период Фунакоси перебивается случайными заработками в банке и пытается возобновить занятия в додзё. Дальние поездки из общежития в банк для него очень утомительны (сказывается возраст!), и он перенёс свои занятия в додзё мастера кэндо Накаяма Хиромити. В этом додзё он учил более десяти лет. Имел ли Фунакоси Гитин какие-то честолюбивые планы, не известно. Если они у него были, то емуследовало спешить, чтобы сохранить свою ведущую позицию. В 20-х годах в Японию направилась большая группа окинавских мастеров, которые тоже претендовали на место “под солнцем”.

   Фунакоси в отличие от других окинавских мастеров, которые мёртвой хваткой цеплялись за традиции, быстро понял, что для привлечения большого количества учеников, ему необходимо “японизировать“ каратэ. Принятые в каратэ того времени китайские и окинавские названия отдельных техник и ката были для японцев не просто непонятными, а даже противны, как всё иностранное. В Японии того времени все иностранцы, в том числе и жители Окинавы, считались “варварами”, возрождался милитаризм, стремительно набирал силу национализм. Всё японское расхваливалось, всё прочее считалось недостойным японца. Такое же отношение было и к каратэ - “примитивному и дикому искусству южных варваров”. 

   Фунакоси сделал решительный и решающий шаг: отступил от древних традиций и ввёл в каратэ японскую терминологию. Он изменил названия ката и отдельных приёмов. Тоже самое относилось и к самому названию боевого искусства.  Иероглиф “кара” в значении “китайский”, символизирующий в названии китайскую династию Тан, отпугивал желающих заниматься. Идея о замене одного иероглифа на другой с тем же звучанием была просто замечательной! Иероглиф “кара” в значении “пустой” не только устранил китайский след в названии, но и внёс некоторое философское звучание, связанное с буддистской концепцией пустоты.   В 1924 году Фунакоси набирал группу изучающих каратэ среди студентов университета Кэйо. Эта группа превратилась впоследствии в студенческий клуб каратэ, который действует и сегодня и является старейшим в Японии. В момент своего создания группа получила название “Дай Ниппон кэмпо каратэдо”. Это название считается наиболее достоверным источником появления слова “каратэ” в его новом значении (“пустая рука”). Например, Хайнэс обнаружил, что ещё в 1906 году окинавский мастер Ханаги Тёмо выпустил книгу под названием “Каратэ Сосю кэн”, в которой использовал слово “каратэ” в его нынешнем написании впервые.

    Судзуки Тацуо, мастер стиля Вадорю, утверждает, что окинавский мастер Хангусуку Нагасикэ использовал термин “каратэ” в современном написании ещё в августе 1905г.! Замена одного иероглифа на другой была не изменением в грамматике. Фактически, поддержав новое название боевого искусства, японцы заявили о своей независимости от старых окинавских мастеров и традиций. Это не осталось не замеченным. Старые окинавские мастера сопротивлялись введению подобных новшеств очень долго. Официальная замена названия произошла в октябре 1936 года в г. Наха на встрече окинавских мастеров: Ябу, Кян, Мотобу, Мияги и Ханаги. В 1924 году вышла из печати вторая книга мастера - “Рэнтан Госин каратэ дзюцу”, которую прочитал сам император! В апреле 1924 года Фунакоси, следуя традициям дзюдо и кэндо, вручил чёрные пояса, как знак достижения мастерского уровня, своим первым ученикам. До этого момента Фунакоси не придавал значения цвету поясов.Сам он носил чёрный пояс, потому, что имел первый дан в дзюдо. Он пригласил учеников к себе домой и во время церемонии чаепития (“тяною”) вручил чёрные пояса шести своим ученикам: Оцука, Токуда, Симидзу, Хиросэ, Гима, Касуя и акиба. Окончательная система градаций уровней мастерства в каратэ (кю и дан) была создана только в 1937 году.

В учебных заведениях Токио.

    В 1926 году создаётся группа каратэ в университете Токио, а в начале 1930 -х годов в университетах Васэда, Хосэй, Такусёку, Мэйдзи, Сёдай, Гакусюин, Нихон, Тоё и других. После расширения сети клубов у Фунакоси появились первые доходы и первое признание в столице. С 1920 года стали предприниматься попытки проведения спортивных поединков. Опыты с кумитэ сместили, акцент от ката, в сторону свободных боёв. Более того, развитие кумитэ, неизвестного Окинаве, привело к появлению новых техник каратэ. Например, сыну мастера Фунакоси - Ёситака «Гиго» приписывают создание таких техник, как ёко гери и маваси гери. Таким образом, японское каратэ пошло по пути развития, независимому от его окинавских корней.

    Конфликты между старыми окинавсими мастерами и мастерами “новой волны”  по вопросу отношения к кумитэ продолжаются до сих пор. Все эти противоречия нашли своё отражение в жизни Фунакоси Гитин. В 1935 году “Дай Ниппон Бутокукай” присудила почётное звание рэнси в каратэ Мияги Тёдзюн, Кониси Ясухиро и мастеру Уэсима. Только в 1938 году тоже звание было присвоено Фунакоси Гитин, Оцука Хиронори, Мабуни Кэнва, и другим Старые окинавские мастера восприняли это, как очередное унижение, так как в составе комиссии, присуждавшей это почётное звание мастеру Фунакоси, находился... его ученик Кониси, а вместе с Фунакоси равное ему звание получил другой его ученик - Оцука Хиронори. В 1935 году был организован “Всеяпонский комитет по каратэ”, который принял решение построить в Токио первое в Японии додзё каратэ. Автор проекта - архитектор Тосима начал строительство додзё в районе Дзёсигая уже летом, а в начале 1936 года Фунакоси в возрасте шестидесяти восьми лет впервые открыл его двери. В знак уважения к своему мастеру ученики Фунакоси назвали это додзё “Сётокан” (“Додзё мастера “Сёто”) по литературному псевдониму Фунакоси.         

    С этого момента началось стремительное развитие каратэ. К 1937 году группы каратэ были уже в десяти университетах. Посещать школу каратэ стало престижным. Наступили “золотые дни” в жизни мастера. Фунакоси имел отличное додзё, хорошие заработки, достойного наследника своих дел - сына Ёситака (Гиго), который помогал ему вести занятия в додзё. Обучение было упрощённым, и различия традиционных стилей проявлялись особенно ярко. Вскоре стало совершенно ясно, что кроме каратэ Фунакоси, которое стали называть Сётокан, возникло большое количество новых стилей. Лучшие его ученики - Обата Исао и Гима Макото - давали великолепные показательные выступления. Фунакоси в этот период написал несколько учебников по каратэ, которые продавались в Токио мгновенно. Это счастливое время было недолгим. Началась война на тихом океане.

    С этого момента началось стремительное развитие каратэ. К 1937 году группы каратэ были уже в десяти университетах. Посещать школу каратэ стало престижным. Наступили “золотые дни” в жизни мастера. Фунакоси имел отличное додзё, хорошие заработки, достойного наследника своих дел - сына Ёситака (Гиго), который помогал ему вести занятия в додзё. Обучение было упрощённым, и различия традиционных стилей проявлялись особенно ярко. Вскоре стало совершенно ясно, что кроме каратэ Фунакоси, которое стали называть Сётокан, возникло большое количество новых стилей. Лучшие его ученики - Обата Исао и Гима Макото - давали великолепные показательные выступления. Фунакоси в этот период написал несколько учебников по каратэ, которые продавались в Токио мгновенно. Это счастливое время было недолгим. Началась война на тихом океане.

   Фунакоси занимался подготовкой солдат императорской армии: обучал их технике рукопашного боя. В страшном огне этой войны погибли многие близкие старому мастеру люди и, в том числе, его сын Гиго и любимый ученик Симода Такаси. В конце войны во время бомбёжки было полностью разрушено додзё “Сётокан”. Спасаясь от голода, Фунакоси вернулся в провинцию и неко-торое время жил со своей женой на острове Кюсю. После смерти жены в 1947 году старый мастер возвратился в Токио. Оккупационные власти США после войны запретили занятия всеми видами боевых искусств на три года.  После отмены этого запрета Фунакоси снова возобновил свои уроки в додзё. Ему было уже более восьмидесяти лет!

  Свою жизнь мастер прожил не зря: каратэ стало неотъемлемой частью японского БУДО. В этот период времени Фун  акоси становится слишком стар для активной деятельности, и он передаёт заботы о дальнейшем развитии стиля своим старшим ученикам: Накаяма Масатоси, Обата Исао и Эгами Сигэру. Эти мастера создали в 1949 году “Японскую ассоциацию каратэ” (“Ниппон Каратэ Кёкай “- JKA), целью которой было укрепление и развитие единого каратэ. Фунакоси Гитин  был назначен почётным главным инструктором новой организации. JKA выросла из ассоциации “Сётокай”, созданной ещё до войны Фунакоси Ёситака. В дальнейшем эта организация сыграла важную роль в развитии всего мирового каратэ. В 1955 году в  JKA  произошёл “раскол”.

  О последних годах жизни Фунакоси никаких сведений нет. 26 апреля в возрасте 88 лет мастер умер. Он нашёл свой последний приют на маленьком кладбище монастыря Энкакудзи в Токио. Надпись на могильной плите гласит: “Каратэ ни сэнтэ наси” - “В каратэ нет нападения!”

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Категории статей