наш телефон:

8 (831) 410-28-40

Развитие искусства Окинаватэ, 1 часть

« Назад

03.08.2017 09:12

Развитие боевого искусства Окинаватэ.

 

             В начале  XVII в. сформировались три крупных направления «Окинаватэ»: Сюритэ, Нахатэ и Томаритэ (по названию 3-х городов). Школы имели различия, как в технике, так и в философии. Многие  историки  считают, что на формирование направления Сюритэ, оказали влияние «северные» («внешние») стили  китайского  боевого искусства, а на Нахатэ - «южные» («внутренние»). Направление Томаритэ объединяло одно с другим. По преданию, первое определение различий между “внешними” и “внутренними” направлениями боевого искусства (яп. бу-дзюцу, кит. у-шу) дал китайский мастер Чжань Санфэн (XIIв.) в своём пособии, которое до наших дней не дошло, но сохранилось в пересказе носителей традиции. Он писал, что основой “внешнего“ направления является закалка мышц и костей, регулировка дыхания, а в тактике - соединение мягкости и жёсткости, переход из отступления в наступление. В то же время во “внутреннем” направлении тренировка тела играет второстепенную роль в сравнении с тренировкой управления своей жизненной энергией “ки”, а тактика зиждется на принципе недеяния и использовании ошибок противника.

 

НАПРАВЛЕНИЕ СЮРИТЭ

 

           Город Сюри в ту пору был столицей Окинавы и средоточием политической жизни острова. Именно отсюда отправлялись дипломатические миссии в Пекин ко двору китайского императора, сюда прибывали официальные посольства из Китая. Имея дело с высокопоставленными китайскими чиновниками, служивые дворяне (сидзоку) из Сюри перенимали у них приёмы боя и методы тренировки. В результате синтеза разнородных технических элементов и стилей, с которыми окинавцам удалось познокомиться в ходе этих контактов, постепенно и сложился стиль Сюритэ. Сюритэ по своим техническим характеристикам и тактическим моделям получился похожим на типичные для Северного Китая стили ушу категории чань-цюань- «длинный кулак».

 

 

SAKUGAWA

Сакугава «ТОДЭ»

Оформление стиля Сюритэ связано с именем мастера Косокун. О его пребывании на остров записано в третьем свитке исторического документа «Хроника большого острова» («Осима Хики»), написанного в 1792 году японс-ким моряком Рёэн Тобэ из Тоса, со слов некоего Тёхэй Синудзя Моринари, жителя Сюри: «Несколько лет назад мастер кумиадзюцу по имени Косокун или кит. Гун Сян Цзунь, приехал из Китая со своими учениками. Техника кумиадзюцу включала удары ладонями обеих рук и удары ногами. Мастер Косокун был маленького роста и хрупкого сложения, но побеждал всех местных силачей, которые пытались вызвать его на поединок». Некоторые из источников указывают  точную  дату пребывания на остров этого знамени-того военачальника - 1762год. Повествуют также, что Косокун, вместе с группой своих учеников, преподавал боевое искусство в районе Кумэмура. В наши дни существуют несколько комплексов, носящих имя мастера: КОСОКУН ДАЙ, СЁ, СИХО КОСОКУН и т. д. («ката» в переводе с яп. означает   стиль, форма, модель, стереотип).

Большую славу в Сюритэ приобрёл мастер Сакугава Сюнго по прозвищу  «Тодэ» (1733г.~1815г.).

          Он родился в городе Сюри и своё обучение боевому искусству начал в деревне Аката у Пейчин Такахара (~1683-1760). После смерти своего учителя в возрасте 17 лет он стал тренироваться под руко-водством мастера Кусянку (яп.Косокун). Учитывая, что мастер Кусянку по некоторым данным появился только в 1762 году, можно предположить, что Сакугава не мог у него заниматься. Через некоторое время  Сакугава уехал в Китай, по данным Морио Хигаонна это было в 1755 году, а по данным Хайнеса в 1724 году. Там Сакугава долгое время изучал шаолиньский цуань шу, а так же бо дзюцу. Когда на Окинаве о нём уже все забыли, он внезапно возвратился на остров известным мастером и основал частную школу под названием «Каратэ но Сакугава» (Китайская рука Сакугавы). Слово каратэ  тогда довольно редко встречалось в названиях школ и означало по тем временам «китайская рука».          

            До сих пор известны несколько ката, созданных мастером. Это САКУГАВА НО КУН КАТА и БО ДЗЮЦУ КАТА. Ему также приписывается создание этикета.

            В направление Сюритэ известную славу приобрёл ученик Сакугавы, мастер Мацумура Сокон Сведения о датах жизни мастера довольно противоречивы (1797-1889), (по другим источникам 1809~1891, 1792 –1887, или 1796-1883). Мацумура называли также Бусэйтацу Уню, Буси Мацумура или Бутё). Родился в известной семье сидзоку в деревне Ямагава, близ города Сюри.

         Отец Мацумуры был близким другом Сакугавы. Перед своей смертью он попросил своего лучшего друга позаботиться  о трёхлетнем ребёнке. Сакугава Сюнго выполнил эту просьбу и заботился о мальчике, как о собственном сыне, обучая его боевому искусству. За стойкость и мужество, проявленные в тяжёлых тренировках, Мацумура получил от Сакугавы прозвище «Буси» воин.

          Мацумура служил телохранителем у трёх последних королей государства Рюкю: Сё Ко, Сё Ику и Сё Тай. MATSUMURАвторитетные источники утверждают, что он также был преподавателем придворных стилей. В 1830 г., его, как правительственного чиновника, направили в Китай со специальным заданием – усовер-шенствовать свои познания в военном деле. Говорят, что за период своей службы Мацумура дважды посетил города Фучжоу и Сацума в качестве посланника по государственным делам. В  Фучжоу он смог посетить несколько школ китайского бокса и обучался у военных атташе Асона и Ивы. Как сообщают Хохан Сокэн и Тодзё Накама, он даже изыскал время посетить храм Шаолинь в провинции Фукэн (Фуцзянь). В городе Сацума Мацумура познакомился с системой фехтования мечом Дзигэн рю, которой обучал его мастер Яситиро Идзюин. После того как Мацумура ушёл с государственной службы, он стал преподавать каратэ на открытом воздухе в деревне Сакияма, близ города Сюри, называя свою школу  Сёрин рю гококу ан каратэ. (Китайская рука школы Шаолинь в борьбе за отечество). Мацумура был первым мастером, систематизировавшим окинавское боевое искусство. Он также ввёл в практику тренинга старейшую ката (комплекс формальных упражнений) Чинто. Среди учеников мастера были Ясуцунэ Итосу, Тётоку Киян,  Кэнцу Ябу, Тёмо Ханасиро, Гитин Фунакоси, Адзато Ясуцунэ, Киюна Пейчин, Сакихара Пейчин, Рёсэй Куваэ (1853-?).

            Неизвестно, что за человек был Мацумура. Гитин Фунакоси писал о нём как о сверхчеловеке, Сёсин Нагаминэ поведал историю о том, как Мацумура усмирял и приручал привязанного к столбу быка, систематически ударяя бедное животное по лбу дубиной в течении недели. Ещё одна, более достоверная история была рассказана Дзёэном Накадзато мастером стиля Сёриндзи Рю, который слышал её от своего учителя Тётоку Кьяна, когда был ещё мальчиком. Вот эта история.

            Однажды Сокон Мацумура и несколько его учеников, в том числе Кьян, вышли  из чайного домика в квартале Цудзи и направились домой. По дороге они должны были пройти мимо группы из пяти пьяных матросов, хулиганивших и оскорблявших прохожих. Ученики Мацумуры, беспокоясь о безопасности своего престарелого учителя, предложили пойти домой другой дорогой. Однако Мацумура отверг их предложение, упрямо настаивая на том, чтобы идти первоначально выбранной дорогой. Как они и предлагали, пятеро матросов напали на Мацумуру, обрушив на него град ударов. Пока ошарашенные ученики размышляли, как им поступить, их учитель свернулся клубком посередине дороги, так что удары не приносили ему сильного вреда.

              Нападавшие, поняв, что они имеют дело не просто с пожилым человеком, стали осторожнее и отступили. Мацумура встал, расправил одежду, и ощупав собранные в пучок волосы, обнаружил, что его железная шпилька для волос выпала и лежит поблизости от теперь уже испуганных матросов, которые с извинениями вернули утерянный предмет и убежали.

              Говорят, что жена Сокона Мацумуры – Ёнаминэ Чиру, обладала качествами, которым позавидовали бы большинство мужчин. Дочь богатого купца из Ёнабару, она обожала состязания по сумо, армрестлингу и тяжёлой атлетике, в которых сама часто участвовала  до встречи с Мацумурой, бросая вызов своим поклонникам, и часто их превосходила. Накадзато рассказывал, что Тётоку Кьян видел, как она одной рукой подняла 60-килограмовый мешок риса, чтобы подмести под ним.

               Точные даты рождения и смерти Мацумуры неизвестны. В ходе своих исследований Сёсин Нагаминэ обнаружил, что Мацумура праздновал своё 88-летие в 1897 году, и таким образом вычислил, что год его рождения, должно быть 1809. Кацуя Мияхара, представлявший стиль Сёрин рю (кобаяси), и другие утверждал, что Мацумура умер в возрасте 92 лет, поэтому, считая 1809 год годом его рождения, можно вычислить год его смерти - приблизительно 1891. Незадолго до смерти Мацумура передал письмо своему ученику Рёсэю Куваэ, который, в свою очередь, передал его своему старшему сыну.

             Это письмо важно, поскольку оно помогает понять склад ума человека того времени и образ его мышления. Это один из немногих уцелевших до настоящего времени старинных окинавских манускриптов.

            “Если вы хотите заниматься боевыми искусствами, вы должны понимать их истинный смысл, поэтому я решил изложить самую суть проблемы и описать положение дел в этой области. Пожалуйста, внимательно изучите нижеизложенное. Цель, которую ставит перед собой человек, вступивший на путь знаний, и тот, кто идёт по пути овладения боевыми искусствами, едина. Существуют, соответственно три вида знаний и три вида боевых искусств. Три вида знаний следующие:

1. Чтение, письмо, арифметика

2. Объяснение и интерпретация текстов.

            3.  Изучение конфуцианства.

            Чтение, письмо и арифметика включают в себя каллиграфию, построение предложений из слов и умение подсчитать общую сумму, выплачиваемую должностным лицам, в рисе. Объяснение и интерпретацию текстов - это обучение людей чувству долга на основе работ китайских классиков, обладавших глубокими знаниями и умевших обучать на примерах. Два выше упомянутых вида знаний и метода обучения способствуют, однако, лишь литературному образованию человека. Изучение конфуцианства воспитывает в человеке искренность, чистосердечность и чувство достоинства во всём, а следовательно, и вырабатывает умение хорошо вести хозяйство и управлять своим домом (и даже страной), что, в свою очередь, обеспечит мир во всём мире. Конфуцианское знание - это истинное знание.

            К трём видам боевых искусств относятся:

1. Боевые искусства “придворных” инструкторов.

2. Именные, или номинальные, стили.

3.  Истинные боевые искусства.

            Стили “придворных“ инструкторов очень необычны и своеобразны: движения никогда не повторяются, произвольны и очень легки, и по мере того как мастера становятся старше и опытнее, их движения всё больше напоминают танцевальные (чаще выполняемые женщинами).

          Занимающиеся именными стилями обычно тренируются нерегулярно, они переезжают с места на место, изыскивая способы, как победить, затевают ссоры с людьми и, вероятно, причиняют им беспокойство. Эти люди могут нанести серьёзные телесные травмы, позоря вою семью. Занимаясь истинными боевыми искусствами, вы не разочаруетесь. Стремитесь добиться результатов и довести дело до конца, старайтесь владеть собой, дождитесь, пока ваш противник придёт в замешательство и станет возбуждённым и взволнованным, победите его “духовно”, отнимите у него мужество, и победа за вами. С ростом мастерства ваши действия станут более чёткими и ясными, вам всё станет подвластно, вас будет невозможно дезориентировать, вы пойметё всю важность чувства сыновней почтительности к родителям. Вполне естественно, у вас появятся непреклонность и сила духа, как  у быстро проносящегося стрижа, поэтому вы сможете одолеть любого агрессора.

            Один мудрец написал Тюдоконся следующие “Семь воинских добродетелей”: Мастерам боевых искусств запрещается нарушать правила благочестия и проявлять буйность характера. Воины должны вести себя осторожно и избегать насилия, блюсти достоинство, помогать людям и оберегать их, чтобы население могло жить в мире и достатке”. Таким образом, как знания, так и боевые искусства ведут человека по пути истины. Стили “придворных” инструкторов и именные стили бесполезны, поэтому тщательно изучайте истинное боевое искусство. Я думаю , вы должны воспользоваться благоприятной возможностью и действовать с самообладанием в соответствии со сложившейся ситуацией. Если вы будете поступать, учитывая всё выше изложенное, то, как уже указывалось, нижняя часть живота станет хранилищем энергии”.

              Значительное усовершенствование в стиль Мацумуры внёс его ученик - Ясуцунэ Адзато «Анка» (1832-1918 или 1927-1915). Адзато был известным военачальником на службе у короля Рюкю. По рождению он принадлежал к одному из 2-х самых именитых и самых знатных кланов Окинавы: Удон – высший класс общества, равный даймё за пределами Окинавы, и тоноки - наследственные губернаторы городов и деревень. Адзато был из клана тоноки. Его семья занимала особое положение в деревне Азато, которая находилась в окрестностях между городами Сюри и Наха.  Он выделялся в искусстве верховой езды и в стрельбе из лука, был блестящим учённым, а также мастерски владел мечём по школе Дзиген - Кендо. Однажды Адзато принял вызов от известнейшего фехтовальщика Ёрина Канна, человека с огромными руками и плечами. В той знаменитой дуэли Канна атаковал Адзато мечём и был немало удивлён тому, что его атака не имела результата против безоружного противника. Адзато,  используя молниеносную технику окинаватэ, не только ускользнул от удара, но и поставил Канна на колени, не убивая. Когда Адзато попросили объяснить ход поединка, то он сказал, что сразу же определил Канна как человека, который сразу же пытается испугать своего противника, подавить волю, а затем уже убить. Адзато решил, что если он не испугается и будет в состоянии сохранить холодный разум, то победа станет возможной. Известно изречение Адзато:

             «Постигая каратэ, вы должны сделать свои ноги и руки остриями копий и лезвиями мечей».

          Он собрал всю возможную информацию обо всех мастерах, живших на Окинаве, включая и данные об умственном потенциале, техническом мастерстве, слабостях и общем кругозоре. Адзато говорил ученикам, что знание возможностей противника и его технического уровня было залогом победы. Учеником  Адзато был Фунакоси Гитин (1868г-1857г.) создатель стиля сётокан каратэдо.

okinawa_1 (2)

 

            В дальнейшем в направлении Сюритэ большую роль сыграл Итосу Ясуцунэ «Анко». Итосу родился в 1830 году (в других источниках в 1832г.) в деревне Ямагава в окрестностях города Сюри. Тренировался у великих мастеров каратэ Мацумуры Сокона, Косаку Мацумуры. В других источниках указываются и другие его наставники:  Накахара, Сирома (Гусукума) из Томари и один китаец, живший в Томари.

            Данные о жизни Итосу смутные. Говорят, что за свой период  жизни он совершил немало подвигов. В юности одолел быка, сражаясь с ним голыми руками. В  1856 году нанёс поражение свирепому чемпиону из Нахи - Наминоуэ. В  глубокой  старости продемонстрировал преиму-щества окинавского рукопашного боя перед новым видом кэмпо - дзюдо. Обладая огромной грудной клеткой и неимоверной физической силой плеч, рук и челюстей, Итосу мог выдерживать удары других мастеров без видимого для себя ущерба, и даже его походка весьма напоминала перемещения в стойке “всадника”, откуда и произошло прозвище «Анко»  (“железный конь”).           

               Хорошо зная как китайскую, так и японскую классическую литературу, по рекомендации близкого друга Ясуцунэ Адзато, Итосу вошёл в правительство рюкюского короля Сё Тая и выполнял обязанности секретаря и писаря, пока не распалась монархия в 1879 году.

 

 

 

Itosumabuni1

 

 

            До наших дней сохранились несколько наставлений Итосу своим ученикам:

 

             «Каратэ помогает развитию не только физической силы, но и учит каждого защищать себя... Вы должны быть полезны всем людям, и никому не приносить вреда. Никогда не пытайтесь ударить, если это возможно, даже неумышленно, ведь вы можете встретить больного или сумасшедшего. Никогда не нападайте на других! Тот, кто изучает каратэ, должен помогать другим... Настоящий каратист избегает конфликтов и ищет мира, поэтому, чем больше он занимается каратэ, тем более вежливым он становится. Таков истинный каратист... »

 

            Итосу был крупнейшим реформатором каратэ. Он создал новые комплексы формальных упраж-нений «ката» -  НАЙФАНЧИН НИДАН, НАЙФАНЧИН САНДАН, модифицировал ряд уже существующих, таких как ВАНСУ, ЧИНТО, ДЗИИН, ХЭЙВА-АНТЭЙ (современное название ХЭЙ-АН). Он один из первых отстаивал ценность каратэдо в системе образования.

 

            В октябре 1908 года Итосу написал письмо в департамент образования префектуры, где изложил свои соображения, обосновывающие решение о введении каратэ в качестве обязательной дисциплины во всех школах Окинавы, а позже распространении его по всей Японии, где оно, в конечном счёте сыграло существенную роль в программе обучения молодёжи в духе японского милитаризма и воспитания её на соответствующих идеях. Ниже приведён полный текст письма:

 

 

           “Тодэ не возникло из буддизма или конфуцианства. В недалёком прошлом Сёрин рю и Сёрэй рю были завезены из Китая. У обоих  этих стилей есть сходные преимущества и достоинства, которые я хотел бы изложить на бумаге, прежде чем между ними появится слишком много отличий.

 

           1. Тодэ предназначено в первую очередь на благо здоровья. Для того чтобы защищать своих родителей или своего хозяина, следует атаковать противника, не думая о собственной жизни. Никогда не атакуйте противника, когда он один. Если вы сталкиваетесь  со злодеем или хулиганом, вам не следует использовать тодэ, надо просто парировать или уклониться от его удара и посторониться, уступая

 

          2. Цель занятий тодэ - сделать тело твёрдым, как камень или железо; кисти рук и ступни ног следует использовать как наконечники стрел; сердца должны быть сильными и храбрыми. Если бы дети начинали заниматься тодэ с начальной школы, то ко дню призыва в армию они были бы хорошо подготовлены к военной службе. Во время своей встречи Веллингтон и Наполеон обсуждали вопрос, связанный с тем, что “завтрашняя победа рождается на сегодняшних площадках для игр”

 

          3. Тодэ невозможно изучить быстро. Подобно медленно двигающемуся волу способному, в конце концов, пройти тысячу миль, если вы будете заниматься серьёзно каждый день, через три или четыре года вы поймёте, что такое тодэ. Сама форма ваших костей изменится. Тот, кто будет заниматься, придерживаясь низложенных правил, познает сущность тодэ.

 

          4. В тодэ большое значение придаётся рукам и ногам, поэтому их надо тщательно тренировать на макивара. Во время тренировки опустите плечи, откройте лёгкие, соберитесь с силами, крепче упритесь ногами в пол, а пальцами ног вцепитесь в землю, опустите вашу внутреннюю энергию (ки) в нижнюю часть живота (сэйка тандэн). Упражняйте каждую руку не менее ста или двухсот раз.

 

             5. При отработке стоек тодэ убедитесь в том, что ваша спина прямая, опустите плечи, сконцентрируйте всю свою энергию в ногах, стойте твёрдо и опустите внутреннюю энергию в нижнюю часть живота (верхняя и нижняя части его должны быть напряжены, и представлять одно целое).

             6. Следует отрабатывать приёмы внешней техники тодэ один за другим, многократно. Так как эти приёмы передаются устно, обратите внимание на их объяснение и решите, когда и в какой ситуации можно было бы их применить. Сблизьтесь, отразите атаку, одновременно нанося встречный удар, освободитесь - это правило торитэ (освобождения рук).

            7. Вы должны решить, какова цель занятий тодэ - оздоровление организма или повышение вашей профессиональной подготовки.

           8. Во время тренировки вам следует представить, что вы на поле битвы. Блокируя  и нанося удары, смотрите на противника пристально и свирепо. Опустите плечи и напрягите тело. Теперь блокируйте удар противника и бейте! Все тренировки должны проходить с таким душевным настроем: в этом случае, оказавшись действительно на поле боя, вы конечно, будете во всеоружии.

           9. Не напрягайтесь во время тренировок, потому что внутренняя энергия (ки) поднимается вверх, ваше тело лицо и глаза покраснеют, и ваше тело будет травмировано. Будьте осторожны.

          10. В прошлом люди, которые владели тодэ, жили до глубокой старости. Это объясняется тем, что занятия тодэ укрепляют кости и сухожилия, способствуют улучшению работы пищеварительных органов и благоприятно влияют на кровообращение. Поэтому впредь все уроки физкультуры, начиная с начальной школы должны базироваться на изучении тодэ. Если это будет осуществлено на практике и введено в обиход, я думаю, у нас появится множество мужчин, каждый из которых сможет противостоять десяти агрессорам.

           Исходя из всего вышеизложенного, по моему глубокому убеждению, все  студенты окинавского префектурного педагогического колледжа должны заниматься тодэ, для того чтобы по его окончании они смогли обучать детей в школах точно так же, как их этому обучал я. В течении 10 лет тодэ распространится по всей Окинаве и центральной Японии. Это послужит ценным вкладом в дело милитаризации общества. Я надеюсь, что вы тщательно изучите моё послание.

Анко Итосу, 41-й год эпохи Мэйдзи,

год Обезьяны (октябрь 1908 года)

             Итосу Анко умер в 1916 (~ 1915) году. У него занимались следующие мастера: Кэнцу Ябу (1866-1937), Гитин Фунакоси (1868-1957), Тёмо Ханасиро (1869-1945), Тодзё Осиро, Тёсин Тибана (1885-1969), Кэнва Мабуни (1889-1952), Синпан Сирома (1890-1954), Дзиро Сирома, Сигэру Накамура (ок.1890-1971), Модэн Ябику (1882-ок.1945), Анбун Токуда (1886-1945), Канкэн Тояма.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Категории статей