Развитие искусства Окинавате, 2 часть
« Назад 03.08.2017 09:29 НАПРАВЛЕНИЕ НАХАТЭ Второе магистральное направление окинавского каратэ – Нахатэ, возможно самое древнее. Его истоки связывают со стилями «кулачного искусства» цюаньшу, которые практиковали китайцы, переселившиеся из провинции Фуцзянь на Окинаву в 1932 году по приказу императора Чжу Юаньчжана и основавшиеся близ главного порта острова Нахи посёлок Кумэмура. В направление Нахатэ известным мастером был Арагаки Сэйсё (~1840 ~1918г.(1920)). Он родился в Кумэмура и был известен по прозвищу «Мая» - «Кот». Своё прозвище он получил из-за мягких скачков, похожих на мягкие прыжки кошки. Однако на Окинаве его знали ещё под именем Арагаки Камэдэунчу. «Кама» - серп, «унчу» - слово, сохранившееся до нашего времени в названии комплекса УНСУ или УНСЮ. Оно имеет множество значений, одно из них: «Рука облако». Семья Арагаки занимала особое положение и принадлежала к дворянскому воинскому сословию СИДЗОКУ. Арагаки имел ранг «Тикудон Пэйчин». Люди такого ранга относились к должностным лицам королевского суда на Окинаве. В Японии подобный разряд приравнивался к званию самурая. В своей жизни Арагаки преуспел в изучении китайского языка и выполнял обязанности переводчика для суда. Ему даже подавали составлять прошения, для путешествия в Китай. Имеется его документ (отчёт) подаваемого прошения, о поездке в Пекин в сентябре 1870 года. Арагаки в совершенстве владел искусством кулачного боя. Неизвестно точно, какому стилю он обучался, но историки говорят что, вероятно, он изучал школу Китайского бокса «Архат бокс». Единственный Китайский мастер, упомя-нутый в сотрудничестве с Арагаки – Вай Сидзан, известный мастер Кунгфу из Фучжоу, китайской провинции Фукиэн. Хотя вероятно были и другие. Арагаки был также превосходным мастером классического оружия, оставивший после себя несколько комплексов с БО (шест) и САЙ (трезубец), включая Арагаки но кун, Арагаки но сай и Сэсоку но кун, который имеет приблизительно 200 методов, используемых против меча. У него обучались Хигаонна Канрё, Мииаги Тёдзюн, Фунакоси Гитин, Мабуни Кенва и Уечи Камбум. Сегодня на Окинаве сохранились потомки Арагаки, развивающие в основном стиль Годзю рю. Однако сам мастер Арагаки не оставил никакого стиля позади. Все, что осталось от наследства известного мастера - методы и ката, рассеянные повсюду среди множества современных стилей каратэ и кобудо. Остался также небольшой документ (программа) Арагаки Сэйсё от 24 марта 1867 года, относительно кулачного искусства ТОДЭ 19-ого столетия. В документе приводятся техника оружия и приёмы ТОДЭ (ката сэйсан) для Китайского посла в городе Сюри на Окинаве. Окончательная систематизация Нахатэ связана с именем Канрё Хигаонна (иногда пишется Хигасионна). Его называли Моси, но мастер получил также прозвище Усити, в японском произношении его китайское имя звучало Син Дзэн Энко. Он родился в деревне Нисимура пригороде НАХА 10 марта 1853 года и был сыном Ханьё Хигаонна, представителя девятого поколения в родословной семейства Син. По датам жизни мастера и отдельным её событиям встречаются расхождения. Например, в некоторых источниках указаны периоды жизни Хигаонна с 3 марта 1853 года или с 1852, 1851 года по 1915 год. Однако нами за основу приняты сведения, собранные Хигаонна Морио, который является учеником Мияги Тётдзюна стиля Годзю рю. Семья Хигаонна была очень бедная, хотя вела своё происхождение от воинского дворянского сословия (сидзоку) и занималась перевозкой дров с островов Корама в маленькой джонке. По этой причине Канрё не смог получить академического образования. Однако с раннего детства Канрё Хигаонна отличался великолепными данными. Он отлично бегал, высоко прыгал и обладал замечатель-ной гибкостью, хотя был маленького роста. Интерес к боевым искусствам у него появился очень рано, но только в возрасте 16 лет он стал учеником окинавца, который изучал боевое искусство в китайской провинции Фуцзянь. Со слов мастера стиля Мацубаяси рю - Нагаминэ Сёсин (р. 1925г.), с 20 лет Канрё начал обучаться тодэ у Сэйсё Арагаки (Майя Аракати-гуа) из деревни Куме в Наха. Отличная физическая подготовка позволила юноше очень быстро добиться уровня мастерства, сравнимого с уровнем его учителей. Хигаонна Канрё получил некоторую известность в Наха, но сам он был недоволен своими достижениями и мечтал о поездке на учёбу в Китай. Однако семья, в которой он жил, имела ещё шестеро детей, Канрё был четвёртым сыном, и родители не могли оказать ему помощи. Осуществить эту мечту помог ему только счастливый случай. Однажды Хигаонна встретил в порту Наха знатного горожанина Удон (Удун) Ёсимура, который часто плавал в Китай с дипломатическими миссиями. Удон обещал помочь юноше и сдержал слово. В ноябре 1874 года Хигаонна Канрё на корабле прибыл в китайский порт Фучжоу, где была колония окинавских переселенцев. По словам мастера стиля годзю рю Миядзато Эйити, Хигаонна приехал в Китай в возрасте 23 или 24 лет. О знакомстве с Удоном Ёсимура несколько иную историю рассказывает Кацуми Мураками в своей книге “Каратэдо и кобудо на Рюкю”. Его учитель Дзюхацу Кюода (Кёда), один из учеников Хигаонны сообщил Мураками, что ещё мальчиком Канрё Хигааонна был фактически помощником Ёсимуры и вместе с ним несколько раз посещал Китай. В Фучжоу Хигаонна быстро нашёл известного мастера китайского стиля «Южный Шаолинь» по имени Лью Лью Кунг. (Рю Рю Ко). Более года потребовалось Канрё Хигаонна только для того, чтобы быть представленным мастеру. Источники приводят запутанные сведения относительно того, кто обучал Хигаонну китайскому боксу в Китае. Эйити Миядзато сообщил, что главным помощником Рю Рю Ко был Ван Син Цзан, о котором писал Гитин Фунакоси в своей книге “Каратэдо Кёхан”. Сёсин Нагаминэ уверял, что Хигаонна занимался под руководством Ван Син Цзана, который со временем, после, того как Хигаонна дал торжественное обещание хранить свои знания в тайне, обучил его основам боевого искусства Хсин-и. Об Учителе Рю Рю Ко пишут, что он был знатного происхождения и отличался высоким ростом и невероятной силой рук. Во время одного из многочисленных народных восстаний того времени ему пришлось “притвориться” простолюдином, чтобы спасти свою жизнь. Когда Хигаонна нашёл его, мастер был уже стар и зарабатывал себе на жизнь изготовлением бамбуковых корзин. Приняв юношу к себе в дом, Лью Лью Кунг не сразу сделал Хигаонна своим учеником. В соответствии с древней традицией, мастер должен был изучить личность и характер кандидата.Хигаонна долгое время ухаживал за садом, убирал мусор в доме и выполнял все поручения учителя. Только абсолютно убедившись в правильности своего выбора, Лью Лью Кунг принял Хигаонна в круг своих учеников. Впоследствии Хигаонна Канрё вспоминал, что однажды, в период его ученичества, в дом к мастеру с вызовом на поединок пришёл один из местных молодых мастеров. РЮ РЮ КО в это время делал бамбуковую палку. Пришелец, не говоря ни слова, вырвал её из рук мастера и ... раздавил пальцами! Сам Хигаонна Канрё от изумления онемел, но на мастера РЮ РЮ КО это не произвело никакого впечатления. Взяв другой кусок бамбука, РЮ РЮ КО потянул его в разные стороны и ... разорвал на части!!! Пришелец тоже потерял дар речи, потом молча поклонился мастеру, повернулся и вышел прочь. Поверить в это почти невозможно! Однако подобные легенды окружают жизнь всех мастеров боевых искусств Востока. Выдержать тренировки у мастера РЮ РЮ КО было очень трудно. Занятия начинались после наступления темноты. Сначала ученики отрабатывали традиционное ката Санчин. Потом они, схватив за горлышко тяжёлые керамические кувшины «нигири гамэ», выполняли особое упражнение «унсокухо», предназначенное для отработки техники передвижений. Далее следовали силовые упражнения с каменным грузом «мити иси». После чего ученики переходили к макивара, с помощью которого отрабатывали удары кулаком, ребром ладони, локтями и ногами. Интересное упражнение проводилось в большой бамбуковой корзине, которая называлась «уки». Два бойца залезали в корзину и отрабатывали технику ближнего боя и удушающие захваты. Через несколько лет Хигаонна стал старшим учеником мастера Лью Лью Кунг и получил заметную известность в Фучжоу и его окрестностях. Время возвращения мастера Хигаонна на Окинаву точно не известно. Морио Хигаонна указал в совей книге, что своё обучение Хигаонна продолжал в течении пятнадцати лет, после чего вернулся на Окинаву зрелым мастером, Миядзато Эйити сообщил, что в то время Хигаонне было уже 32 года, однако Нагаминэ утверждал, что ему было 40 лет. Сразу же, после возвращения на Окинаву, Хигаонна Канрё нанёс визит вежливости своему благодетелю Удон Ёсимура, который предложил ему стать учителем двух его сыновей. Уроки эти были столь успешны, что о них узнали при дворе короля, и вскоре Хигаонна сэнсэй получил приглашение от короля Рюкю Сё Тай приступить к обучению боевым искусствам членов королевской семьи. В книге Марка Бишопа “Окинавское каратэ” со слов Сёсина Нагаминэ приводятся следующие сведения: “... небольшое образование, которое он смог получить в Китае во время своего пребывания там, мало ему пригодилось, поскольку Окинава быстро японизировалась, и он снова занялся своим семейным делом - перевозкой дров. По словам Нагаминэ, на Хигаонну снова напала тоска, которую он пытался утопить в вине и развеять общением с гулящими женщинами, посещая районы красных фонарей в квартале Цудзи города Наха. Через несколько лет японская армия проявила интерес к каратэ, что привело к всплеску популярности этого искусства среди молодёжи, которая до этого стыдилась его китайского происхождения”.Далее в биографии Хигаонна большинство мастеров приводят схожие сведения, где сообщают, что через некоторое время мастер Хигаонна открыл додзё в своём доме в Нисимати и бесплатно обучал всех желающих. Однако, его тренировки были такими жёсткими, что учеников у него было мало. Первые шесть месяцев занятий Хигаонна Канрё обучал своих учеников только унсокухо. Далее следовало изучение ката Санчин в течении трёх-четырёх ... лет! При этом на своих тренировках мастер Хигаонна применял специальный метод «закалки» тела, и все его ученики буквально истекали кровью и были на грани физического истощения.В 1905 году, когда запрет на каратэ был уже отменён, Хигаонна сэнсэй, по просьбе директора одной из школ города Наха, начал дважды в неделю давать уроки боевого искусства. Он не только развивал учеников физически, но и воспитывал у них высокие моральные качества. Учитель Хигаонна пользовался у всех заслуженным уважением. В течении всей его жизни на острове его близким другом был сэнсэй Итосу Ясуцунэ. В последствии Канрё завещал последователям боевых искусств: «Изучающие каратэ должны помогать другим. Каратэ содержит «дзюцу» (искусство) и «до» (Путь). Всегда будьте спокойны и воздерживайтесь от ссор». Среди его учеников были Дзюхацу Кюода, Сэйко Хига и Кенва Мабуни. Старшим учеником мастера Хигаонна и продолжателем его дел стал Мияги Тёдзюн, который основал новый стиль каратэ Годзюрю. В начале 1916 года Хигаонна заболел, а в октябре в возрасте 63 лет он умер.
НАПРАВЛЕНИЕ ТОМАРИТЭ Городок Томари был самым близким к Сюри портом. Он обеспечивал нужды королевского замка. Тесная связь Томари с Сюри, вероятно, обусловила техническую схожесть стилей Сюритэ и Томаритэ. Сходство этих двух направлений привело к тому, что в первые десятилетия XX века они слились в единый стиль, который называется «Сёринрю». Развитие направления Томаритэ связано с именем Вансу (китайское имя - Ван Цзи). Этот мастер был посланником китайского императора. В 1683 году в период правления короля Сё Тай, он прибыл на Окинаву и поселился в деревне, где стал обучать местных жителей особому ката. После того, как мастер Вансу покинул остров и вернулся на родину, жители Томари назвали это ката его именем и сохранили его в арсенале Томаритэ. Крупнейшим мастером в направлении томаритэ был мастер Мацумора Косаку (1829-1898). Этот мастер узнал секретные принципы китайского бокса от китайца, который вёл жизнь отшельника, живя среди могил в пещере на холме поблизости от Томари.Мацумора и его знакомые часто наблюдали, как этот китаец отрабатывал один из комплексов китайского бокса, и решили обратиться к нему с просьбой взять их в обучение. Китаец согласился и стал заниматься с группой во дворике гробницы рядом со своей пещерой. Перед отъездом с Окинавы китаец подарил Мацуморе набросок картины, на которой была изображена женщина в позе камаэ с веточкой ивы в руке, олицетворяющей секретные принципы китайского бокса, однако даже если Мацумора их узнал, он никогда и никого им не обучал. Мацумора Косаку учился также у двух окинавских учителей, которых звали Ки Тэруя и Карю Уку. КомментарииКомментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |
Категории статей
|