« Назад
03.08.2017 09:05
Остров Окинава - Родина каратэ.
|
История Окинавы
|
|
Хотя каратэдо считают японским боевым искусством, сами японцы до ХХ столетия понятия не имели о слове каратэдо, ибо оно зародилось на острове Окинава, расположенного на перекрёстках торговых путей в 500 км от японского острова Кюсю, в 600 км от Тайваня и в 800 км от южно- китайского побережья.
|
|
Происхождение боевого искусства каратэдо на Оки-наве уходит своими корнями к ранней истории этого острова.
Сохранившиеся документы того времени сообщают нам, что до XII века Окинава была раздробленной феодальной страной, в которой велись мно-гочисленные междоусоб-ные войны. Остров грабили мелкие местные вожди силой, бравшие всё, что хотели, добиваясь, таким образом, политического и экономического превосходства.
|
Период феодальной раздробленности Окинавы завершился в 1186 году, когда первый король острова Сюнтэн совершил насильственное объединение всей страны. Более полувека он правил Окинавой из своего замка Урасоэ, развалины которого до сих пор возвышаются неподалёку от совре-менной столицы острова города Наха. Сюнтэн придавал большое значение военной силе своего государства, и за время его правления было построено немало замков и крепостей. Его сын, Сюмба Дзюнки, унаследовал престол в 1237 году и продолжил дело отца. При нём был построен великолепный замок Сюри. Памятным наследием короля стало введение в обиход письменности, в основу которой была положена «кана» японская фонетическая азбука.
К началу XIVвека силы отдельных князей выросли настолько, что они отказались подчиняться верховной власти.
|
Королевство вновь распалось, и на острове возникли самостоятельные крошечные государства, которые вели между собой непрерывные войны. Следы этих давних сражений до сих пор сохранили многочисленные развалины старинных замков, которые можно найти на всех частях острова. В результате раскола на острове образовались три независимых государства: Тюдзан, Нандзан и Хокудзан. В 1314 году хозяин замка Адзато провозгласил себя королём государства Нандзан (дословно «Южное нагорье»), которое занимало самую южную часть острова. Море поступало к самым воротам замка, что позволяло принимать торговые корабли и рыбацкие лодки в надёжной и защищённой гавани. Несмотря на свою крошечную территорию и скудные природные и человеческие ресурсы, Нандзан сохранял свою независимость около ста лет. Примерно тогда же возникло сравнительно крупное королевство Хокудзан («Северное нагорье»). Замок Накидзин, служивший резиденцией короля, был расположен на полуострове Тогути, соединённом с островом Окинава узким перешейком. Высокие стены замка нависали над селением Накидзин, где жили крестьяне, работавшие на короля. Хокудзан был наиболее крупным государством на Окинаве.
|
Территорию, которой правили потомки короля Сюнтэн, называли Тюдзан («Серединное нагорье»). Раскол централизованного государства был для потомков короля серьёзным ударом. Налоговые поступления с этих территорий в казну полностью прекратились. Перестали платить дань и правители мелких островов.
|
Правители Тюдзан сохраняя за собой формальное право на владение всем островом, пытались найти политическую и экономическую поддержку в Китае и Японии. В 1372 году под влиянием послов китайского императора Хуан Уди король Сатто выслал в Китай вассальную миссию. Китайский император в то время не имел практической возможности вмешаться в жизнь 3-х государств Окинавы, но считал важным формальное закрепление верности. Таким образом, приняв вассальную зависимость от Китая, король Сатто открыл торговые пути в Юго-Восточную Азию, обеспечив своему государству Тюдзан выгодные культурные отношения.
|
Подобные культурные отношения оказывали немалое влияние на уклад жизни средневековой Окинавы: её административное устройство, на развитие искусства и ремёсел. Торговцы привозили на остров из заморских стран кроме товаров и нечто, более ценное, чем вещи и деньги: опыт и знания учёных, художников, ремесленников. Его жадно впитывала окинавская культура, успешно развивая при этом национальные традиции. Но Китай по сравнению с другими странами Юго-восточной Азии оказывал наибольшее влияние на культуру Окинавы. От туда окинавцы заимствовали не только иероглифы, которыми пользовались в своей письменности наряду с японской слоговой азбукой, но и переняли методы строительства, систему экзаменов для чиновников, моды, рецепты приготовления многих блюд, а также буддизм и конфуцианство.
|
Для укрепления культурных взаимоотношений из Китая ежегодно на остров направлялись дипломатические миссии с дарами для короля Рюкю. В 1393 году Китайский император, правящей в то время династии Мин, прислал специальную миссию, в составе которой было много ремесленников, торговцев, артистов. Китайские миссионеры поселились в деревне Кумэмура возле города Наха, основав знаменитую китайскую колонию, получившую в истории Окинавы название «Тридцать шесть семей».
|
Многие историки каратэдо считают, что именно с этого времени на Окинаве появилось кулачное боевое искусство. Дело в том, что среди таких миссионеров, а также обычных переселенцев, особенно военных чиновников, было немало мастеров кулачного боя, которые, по-видимому, и познакомили жителей острова с особенностями своего национального искусства. Множество фактов свидетельствуют о том, что кулачное боевое искусство практиковалось в основном среди знати. С целью усовершенствования знаний в военном деле многих служащих при королевском дворе специально направляли в Китай. Одним из самых сильных центров китайского боевого искусства, где окинавцы проходили обучение, являлся буддийский монастырь Шаолинь. Тем не менее, большинство современных книг по истории боевых искусств рассказывают нам, что каратэ практиковалось среди обычного крестьянского сословия как средство самозащиты без оружия от неприятелей. Распространению различных направлений кулачного боевого искусства среди крестьян способствовали политические события, бурно охватившие Окинаву в XV - XVII веках.
|
В XV веке престол королевства РЮКЮ унаследовал король Сё Син (правил с 1477г. по 1526г.). Именно он за долгие годы своего правления добился наибольшего процветания жителей острова. К тридцатилетию его правления в парке замка Сюри была установлена каменная плита, на которой перечислялись заслуги короля перед отечеством. Вот некоторые из этих заслуг:
|
- уменьшены налоги и прекращены междоусобицы;
|
- установлена королевская власть на островах Яэяма и Мияко;
|
- уничтожено частное владение и использование оружия;
|
- по всей стране воцарились закон и порядок;
|
- в Сюри созданы прекрасные парки и места отдыха;
|
- дворец короля украшен прекрасными произведениями искусства;
|
- музыка пользуется покровительством...
|
Из перечисленных деяний короля особое значение имела конфискация оружия у князей и их дружин в 1477 году. Все мечи и копья подлежали хранению на складе Сюри. Тогда этот запрет сыграл положительную роль и послужил сохранению мира на острове. Он был повсеместно признан жителями острова и охотно выполнялся ими, потому, что на практике касался тех людей, которые оружия не имели и не пользовались им.
|
Однако один из известных мастеров каратэдо годзюрю, Морио Хигаонна, считает, что именно этот запрет послужил развитию кулачного боевого искусства.Он пишет в своей книге: «После того, как король Сё Син отнял оружие у всех жителей острова, были созданы два стиля. Один стиль был создан среди дворянства и назывался ТЭ, другой развивался среди простого народа и назывался РЮКЮ КОБУДЗЮЦУ. Занимались кобудзюцу рыбаки, крестьяне, ремесленники, и отличался этот стиль использованием в качестве оружия простых инструментов, характерных для крестьянского труда. Тренировки энтузиастов, изучающих эти виды боевого искусства, проводились, как правило, ночью и тайно». Но вероятнее всего, этот запрет на оружие послужил лишь установлению мира на всём острове, а отсутствие внешней агрессии и вовсе уничтожало побудительные мотивы для развития боевого искусства.
|
Есть сведения о том, что этот запрет даже нашёл своё отражение в законах Окинавы. Якобы на острове существовало такое положение, что убийство голыми руками не считалось преступлением, а если во время драки противники хватали в руки палки или какие-то инструменты, например весло или цеп, то нападающий нёс две трети вины, а жертва его нападения - только треть! Другие авторы утверждают, что именно этот закон, а не запрет на оружие, стимулировал развитие кулачного боевого искусства.
|
Так или иначе, король Сё Син в истории Окинавы занимает особое место. Созданная им феодальная монархия просуществовала без значительных изменений до тех пор, пока остров не стал префектурой Японии.
|
Политическое и экономическое положение Окинавы требовало постоянного, тонкого лавирования между Китаем и Японией. Чем дольше сохранялись хорошие дружеские отношения между этими двумя странами, тем большую выгоду имела Окинава от своего торгового посредничества. В 1511 году португальские каравеллы начали захват главных морских торговых путей в Юго-Восточной Азии. Королевство Рюкю самостоятельно не могло защитить купцов, и вынуждено было выбирать покровителя между Китаем и Японией. В этот момент правивший король Сё Нэй совершил трагическую для Окинавы ошибку. Великий японский полководец и государственный деятель Хидэёси Тоётоми решил завоевать Корею, Китай и попросил содействия у короля Сё Нэй. Тот, ничего не зная о военной мощи сёгуна, не только ответил отказом, но и раскрыл эти зловещие планы китайскому императору. Многие историки считают, что это и послужило поводом нападения японской армии на Окинаву. В 1606 году к карательной экспедиции против королевства Рюкю стал готовиться властитель южно-японского княжества Сацума, господин Симадзу Иэхиса.
|
Клан Симадзу имел свои личные счёты с королём Рюкю, который отказал им в помощи во время гражданской войны. Разумные и энергичные политические действия помогли бы избежать кровопролития, но король Рюкю и его двор находились под влиянием китайских советников, которые умышленно толкали их на военный конфликт.
|
Симадзу осуществил военный поход с тремя тысячами самураев на ста короблях. Безоружные жители острова почти не сопротивлялись, а небольшой отряд солдат из гарнизона Наха, под предводительством Ся Мэя, был усмирён огнём японских мушкетов. С тех пор, хотя Окинава и сохраняло относительную независимость в торговых отношениях и поддерживало тесные связи с Китаем, экономически оно находилось в полной зависимости от клана Сацумы и постепенно обнищало.
Одна из самых распространённых исторических версий, связана с тем, что сопротивляясь ужесточённым законам клана Сацумы окинавские крестьяне совершенствовались в искусстве кулачного боя, используя их как приёмы самозащиты. Среди занимающихся и местного населения кулачное боевое искусство получило название «Тэ».
В 1609г. японский наместник издал специальный эдикт, возобновляющий фактически повсеместно принятый запрет на оружие. Считают, что эффект этого указа оказался обратным! Теперь этот закон ударил, прежде всего, по мелкой и средней знати. За обладание оружием сурово карались целые деревни, а способ соблюдения закона доходил до унизительных для жителей острова мер. В некоторых деревнях секиры и ножи были прикованы цепью к столбу в центре деревни, и только там можно было ими пользоваться. Возмущённое население Окинавы стало объединяться в тайные общества и создавать союзы самообороны. Один из таких союзов возник в 1629 году. Его деятельность была направлена к подготовке восстания против захватчиков. Важными элементами подготовки были изучение искусства рукопашного боя с оружием и без оружия. Участие в таких тренировках считалось проявлением патриотизма, свидетельствовало об определённой политической активности человека, подчёркивало его приверженность традициям и культурным ценностям, которые были уничтожены японцами. Тренировки заговорщиков проводились в глубочайшей тайне в многочисленных пещерах острова или в горах на лоне дикой природы. Как правило, бойцы занимались только ночью.
|
Во время тренировок в лесу окружающие банановые деревья “гадзимару” становились воображаемыми противниками, и по команде мастера ученики отрабатывали на их очень “мясистых” стволах и листьях удары ногами и кулаками, захваты и удушения. Сбегая по склонам холмов, ученики огибали растущие кусты и деревья, прыгали и кувыркались, развивая способность уклоняться от ударов противника. Много часов они тратили на укрепление рук, разминая в ладонях куски сухой глины. Очень важной частью тренировок была отработка техники ударов на специальном устройстве “макивара”, но основной формой тренировок было многократное повторение специальных упражнений “ката”, позволяющих освоить технику боя без помощи партнёра. Различные “ката” повторяли снова и снова десятки, сотни тысячи раз подряд. Результатом такой работы были - невероятный технический уровень и ошеломляющая эффективность. Искусство этих бойцов было очень высоко. Подобная подготовка не могла обойтись и без соперничества. Мастера никогда не раскрывали друг другу своих секретов.
|
Традиция проведения тренировок ночью была одним из способов сохранения тайны. Более того, передавая свою технику ученикам, мастер открывал им далеко не всё. Существовало как бы несколько уровней освоения техники: первый – только для себя, второй – для членов своей семьи и самых близких учеников, третий – для всех остальных.
|
Между представителями отдельных групп периодически возникали конфликты и споры об относительном уровне мастерства. Такие споры разрешались поединками. Смертельный поединок между двумя мастерами назывался “какидамэси”. По поводу данной исторической версии Марк Бишоп исследуя, исторические корни развития Окинавских боевых искусств писал в своей книге «Окинавское каратэ» следующее: «Среди изученных мной исторических фактов я не нашёл ни малейшего намёка на то, что безоружные окинавские крестьяне создавали боевые системы самозащиты с целью свержения правителей клана Сацумы, хотя это довольно распространённая точка зрения. Существует множество доказательств того, что после 1609 года боевое искусство практиковалось в качестве средства самообороны среди знати. За ним последовало ТОДЭ, появившееся в конце XIX –начале XX века, распространившееся среди слоёв сидзоку и их потомков.
Вина за распространение подобных романтических мифов ложится на самих окинавцев, в предвоенные годы всеобщей милитаризации Японии, предвидевших ту роль, которую каратэ смогло сыграть в военной подготовке, и, на правах собственника, постаравшихся скрыть его китайские корни ».
Как бы то ни было, в существующих историях о первых мастерах кулачного искусства сообщается, что они далеко были не крестьянами, а принадлежали высшему сословию. Это будет ясно из нижеизложенного.
Семьи высшего слоя общества и аристократии, существовали до 1879 года, и подразделялись на Окинаве на 9 рангов: АНДЗИ, УЭКАТА, ПЭЙЧИН, САТУНУСИ ПЭЙЧИН, ТИКУДОН ПЭЙЧИН, САТУНУСИ, ВАКА САТУНУСИ, ЧИКУДОН, ЧИКУДОН ДЗАСИКИ.
|
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
|
Категории статей
|